Заявка на оплату в 1С УХ - Описание работы с документом
Заявка на оплату в 1С Управление холдингом

Заявка на оплату в 1С Управление холдингом

Автор:
Дата:
Время прочтения:
~ 12 мин.
Изменено:
07.05.2025
Заявка на оплату Казначейство Исполнение бюджета Планирование оплат

Статья подготовлена на конфигурации Управление холдингом, редакция 3.2 (3.2.9.66)

«Заявки на оплату» в 1С Управление холдингом формируются с целью планирования потребности в денежных средствах и позволяют использовать процесс согласования для контроля расходов.

Список документов находится в разделе Казначейство – Корпоративное казначейство – Заявки на оплату. Создание возможно из формы списка по команде «Создать» (рис.1) или на основании других документов системы.

Раздел Казначейство, создание заявки на оплату в 1С УХ
Рисунок 1 – Раздел Казначейство, создание ЗнО

Форма заявки на оплату в 1С УХ

Заявка состоит из четырех страниц: Основное, Аналитики учета и планирования, Подтверждающие документы, Контроль документа. При этом визуально наполнение страниц может меняться в зависимости от вида операции или от значений определенных реквизитов (подробнее описано ниже).

Основное

На странице «Основное» расположены ключевые реквизиты планируемого платежа. (рис.8).

Первое с чего стоит начать, описывая Заявку, – Вид операции.

Им определяется не только доступность тех или иных реквизитов документа, как говорилось выше, но и саму логику формирования, согласования и обработки документа.

При создании Заявки на оплату автоматически проставляется «Оплата поставщику», однако список вариантов значительно шире. Параметры Видов операций задаются в одноименном справочнике, однако корректировать предопределённые элементы запрещено (рис.2). Если такая потребность возникнет, то можно создать новый – для этого нужно воспользоваться Функциями технического специалиста для поиска справочника «Виды операций УХ» (рис.3,4)

Параметры Вида операции заяки на оплату «Оплата поставщику»
Рисунок 2 – Параметры Вида операции «Оплата поставщику»

Справочник «Виды операции» ЗнО, команда «Создать»
Рисунок 3 – Справочник «Виды операции», команда «Создать»

Создание нового вида операции ЗнО
Рисунок 4 – Создание нового вида операции

Перейдем к остальным реквизитам формы:

Источник лимитов –если используется механизм резервирования – в поле выбирается документ, по которому установлен резерв;

Приоритет – обозначает срочность и важность платежа – устанавливается автоматически, но можно изменить вручную;

Основание обязательства/Основание (зависит от Вида операции) – первичный документ, в некоторых случаях поле отсутствует. Если Заявка создана на основании другого документа системы, то в поле подставится этот документ.

Группа реквизитов «Стороны» также зависит от Вида операции, коснемся основных:

Организация – плательщик. При заполнении на форме появляется гиперссылка для уточнения реквизитов (рис.5);

Контрагент/Сотрудник – получатель не внутри организации/получатель внутри организации, например, при перечислении заработной платы.

Договор – заполняется при расчетах по договорам, определяет валюту взаиморасчетов и валюту платежа. При выборе договора в списке выбора отражаются только те, что соответствуют Виду операции, Организации и Контрагенту, указанным в Заявке (рис.6).

Реквизиты плательщика в заявке на оплату, страница «Основное»
Рисунок 5 – Реквизиты плательщика, страница «Основное»

Отбор по договорам, страница «Основное»
Рисунок 6 – Отбор по договорам, страница «Основное»

Ключевые реквизиты группы «Операция»:

Желаемая дата – дата планируемого платежа, устанавливается Инициатором. Платеж по заявке отразится в реестре платежей, сформированном на дату, соответствующей Желаемой дате. При контроле лимитов также будет рассматриваться период, включающий дату платежа;

Сумма – размер платежа, заявленный к оплате;

Расчет – форма оплаты: безналичная (в этом случае необходимо указать банковские счета сторон в полях Счет организации и Счет контрагента) или наличная (нужно заполнить поле Касса организации);

Очередность – обязательна для платежного поручения, система подбирает нужно значение на основании выбранных статей ДДС;

Гиперссылка Исполнение заявки – при нажатии открывается форма для просмотра и уточнения платежных позиций документа: даты (Желаемая дата), банковского счета плательщика или распределения платежа на несколько частей (с уникальной датой и счетом). Корректировка возможна только если Заявка утверждена. Также на форме отражается Состояние каждой позиции: ожидает исполнения / отложено / в реестре платежей / на исполнении / исполнено / отменена. По команде «Отложить / Вернуть» позиция может быть снята или возвращена на исполнение (рис.7). Текст гиперссылки содержит краткую информацию.

Заявка на оплату в 1С Управление холдингом - страница «Основное», исполнение
Рисунок 7 – Исполнение заявки, страница «Основное»

Назначение платежа – текстовое поле для обязательной информации о платеже, заполняется по умолчанию с возможностью редактирования, отражается в платежных поручениях;

Комментарий – техническое поле для внутренней информации.

Заявка на оплату в 1С Управление холдингом
Рисунок 8 – Страница «Основное»

Для Видов операций «Перевод на другой счет», «Инкассация из банка/в банк», «Взнос наличными в банк» реквизиты группы «Операция» отличаются:

вместо Желаемая датаДата списания/зачисления;

вместо СуммаСумма перевода;

вместо Счет организации и Счет контрагента указываются Счет списания/зачисления или Касса списания/зачисления

Для планируемых платежей связанных с курсами валют добавляются поля Валюта списания/зачисления, Курс, вместо Суммы перевода в данном случае потребуется заполнить Сумма списания/зачисления. (рис.9)

Варианты наполнения группы реквизитов «Операция», страница «Основное»
Рисунок 9 – Варианты наполнения группы реквизитов «Операция», страница «Основное»

Аналитики учета и планирования

Страница «Аналитики учета и планирования» содержит информацию, необходимую для ведения и контроля бюджета.

Страница также видоизменяется от выбранной операции – может быть в форме таблицы или состоять из нескольких полей, однако в любом случае именно здесь указываются данные, которые определяют, на какой конкретный бюджет относится планируемый платеж: Статья ДДС с дополнительными аналитиками, ЦФО и Проект в случае необходимости.

В случае Оплаты поставщику, Возврата покупателю и некоторых других операций система формирует табличную часть с расшифровкой платежа, что позволяет добавить несколько платежей (строк) с разными аналитиками. При этом в Сумме на странице «Основное» отразится итог по всей расшифровке. (рис.10)

Варианты наполнения страницы «Аналитики учета и планирования» в заявке на оплату 1С УХ
Рисунок 10 – Варианты наполнения страницы «Аналитики учета и планирования»

Подтверждающие документы

Страница «Подтверждающие документы» служит для дополнительного обоснования планируемого платежа. Сюда подгружаются внешние файлы или указывается ссылки на объекты системы.

Параметры добавления файлов устанавливаются справочниками «Виды подтверждающих документов» и «Виды подтверждающих документов по видам операций».

В справочнике «Виды подтверждающих документов» определяется перечень видов документов с указанием того является ли документ внешним или может использовать объект системы. Некоторые виды предопределены, если их недостаточно – можно создать новые. (рис.11)

Виды подтверждающих документов в 1С УХ
Рисунок 11 – Виды подтверждающих документов

Справочник «Виды подтверждающих документов по видам операции» устанавливает соответствие между Видом файла и конкретной Операцией. Также здесь можно поставить флажок «Обязателен». (рис.12)

Если в справочнике установлено сопоставление, то при проведении соответствующей Заявки, система потребует подгрузить нудный документ или указать на него ссылку. (рис.13)

В случае, если какие-то документы подгружены к самой заявке (в Присоединенные файлы), система оповестит пользователя и предложит перенести их на страницу.

На самой странице доступны просмотр документа, редактирование, печать, подписание ЭЦП.

Виды подтверждающих документов по видам операции
Рисунок 12 – Виды подтверждающих документов по видам операции

Механизм проверки добавления подтверждающих документов 1С УХ
Рисунок 13 – Механизм проверки добавления подтверждающих документов

Контроль документа

На основании информации, отраженной на странице «Аналитики учета и планирования», система проводит автоматический контроль документа: бюджетных лимитов – если используется контролируемая статья бюджета, бюджетных резервов – если указан документ резерва. Результат отражается на странице «Контроль документа» при изменении влияющих реквизитов, при записи или по кнопке «Выполнить контроль документа».

В случае если контроль не пройден – на странице подсвечивается «проблемная» строка. Расшифровка результата, в форме отчета «Контроль лимита бюджета», доступна по гиперссылке в колонке «Дополнительная информация» (рис.14)

Контроль документа заявка на оплату в 1С Управление холдингом
Рисунок 14 – Контроль документа

Режим контроля («Не контролировать», «Информировать» и пр.) устанавливается отдельно в разделе Общие справочники и настройки – Планирование и контроль – Виды контроля документов. При этом могут быть установлены отдельные параметры лимитирования через раздел Планирование и контроль – Управление планами и лимитами, в разрезе бюджетов, статей и периодов.

Платежные позиции

Гиперссылка Исполнение заявки открывает форму, на которой отображаются платежные позиции. Сама платежная позиция – это вся сумма ЗнО целиком или разбитая по частям, запланированная к оплате. (рис.15)

Форма обработки «Платежные позиции» (гиперссылка) в 1С УХ
Рисунок 15 – Форма обработки «Платежные позиции» (гиперссылка)

При записи Заявки формируются записи в регистр сведений «Платежные позиции» с полной детализацией платежа (Организация, Форма оплаты, Контрагент, Договор, Дата исполнения и прочее).

Технически, именно платежные позиции, а не сам документ, попадают в Реестр платежей, то есть по одной Заявке могут быть различные состояния исполнения позиций. Также оплата может быть запланирована на разные даты и банковские счета при необходимости. Все изменения записываются в регистр сведений «Состояние исполнения документов планирования». (рис.16)

Состояние исполнения документов планирования
Рисунок 16 – Состояние исполнения документов планирования

Согласование заявки на оплату

Одна из функций использования документа Заявки на оплату – его согласование. Если маршрут согласования не настроен – менять статусы придется вручную (рис.17). Корректировать платежные позиции и сформировать реестр платежей возможно только по Заявка в статусе «Утвержден».

Ручное согласование Заявки
Рисунок 17 – Ручное согласование Заявки

Маршрут согласования настраивается и устанавливается в разделе Процессы и согласование – Матрица полномочий. Процесс и список согласующих может быть как уникальным для каждой организации холдинга, так и один для всех.

Если Заявка формируется по организации, для которой предусмотрено согласование, то при проведении она автоматически отправится на утверждение и, только после успешного согласования всеми участниками процесса, перейдет в статус «Утверждена». Все это время статус будет «На утверждении» (рис.18). Если обязательные реквизиты ЗнО не заполнены, то утвердить не получится – на последнем этапе согласования появится сообщение, что именно необходимо заполнить для смены статуса.

Процесс согласования Заявки по маршруту
Рисунок 18 – Процесс согласования Заявки по маршруту

Также кто-то из согласующих может отклонить или вернуть документ на предыдущий шаг, указав комментарий в специальной форме. В таком случае, после устранения причин отклонения, ЗнО нужно будет отправить на согласование повторно.

Для согласования на форму ЗнО вынесены специальные команды (рис.19):

1 «Согласовать» – доступна ответственному за этап по маршруту;

2 «Отменить согласование» – вернет заявку в статус «Отправлена на уточнение»;

3 «Ход согласования» – открывает форму процесса, где можно посмотреть на каком этапе документ находится сейчас, и кто будет согласовывать дальше. Если маршрут более сложный – отследить условия и правила согласования.

4 «История согласования» – отчет о событиях Заявки в процессе согласования.

Командная панель формы заяки на оплату src=
Рисунок 19 – Команды согласования

На странице «Основное» расположен флажок «Вне маршрута». Если флажок установлен, то при проведении Заявка автоматически сразу станет утверждена. Однако воспользоваться данной функцией может только пользователь с ролью «Суперпользователь».

Проведение заявки на оплату в 1С Управление холдингом

По итогу проведения формируются движения в регистр накопления «Операции бюджетов» с расшифровкой по виду бюджета, объекту планирования (Заявка), направлению движения (для Заявки всегда расход) и различным Аналитикам, например, структуры (Организация, ЦФО), партнеров (Организация, Контрагент, Договор, Объект расчетов) и пр.

Отследить движения в пользовательском режиме возможно с помощью отчета «Отчет по планам»: при проведении вся сумма Заявки становится зарезервированной до момента исполнения платежа (рис.20). С помощью настроек отчета возможно расширить структуру и детализировать отчет до нужного уровня.

Отражение движений по Заявке в отчете «Отчет по планам»
Рисунок 20 – Отражение движений по Заявке в отчете «Отчет по планам»